Профессор Евгений РОГОВ
ПАДЕНИЕ К ВЕРШИНЕ
Тяжелые тени лениво и медленно наваливались на матовую поверхность дороги, превращая ее в лестницу, уходящую не в даль, как поло¬жено было бы, а в высь, в небо, уже успевшее к тому времени потускнеть и затеряться где-то в вершинах деревьев. Становилось не только темно, но и, как обычно в весенние вечера, заметно прохладнее. Дорога, посте¬пенно теряющая свои границы, пропадающее невесть куда небо, холод, выступающий с обочин к ее середине, внушали не столько страх, сколько отчаяние от неожиданной изменчивости окружающего мира, совсем недавно вселявшего радостную беспечность.По дороге шли двое, одинаково сгорбившись и одинаково мелкими шагами перешагивая через лужи, блестевшие в сумеречном свете огром-ными волчьими глазами. Один из путников был мужчина, другой - ребенок, пол которого в вечернем свете невозможно было определить ни по одежде, ни по походке.
- Здесь недалеко скоро будет селение - прервал молчание мужчина. - Да, Агнесса, ты вчера говорила такое, чего мне-то и не припомнится,чтобы я это когда-то знал.Теперь понятно, что мужчина был отцом, а маленький ребенок -его дочерью.
В свете блеснувшей из-за деревьев луны можно было разглядеть ее довольно резкие черты лица, делавшее похожей на мальчика.Но, вероятно, всему виной была темнота, одежда, которую и одеждой было трудно назвать, скорее, лохмотья, кое-как державшиеся у нее на плечах, и изможденное постоянными недоеданиями ее бледное лицо.
- Там, на площади в Зальцбурге, я рассказывала то, о чем ты мнесам когда-то говорил - о Колумбане. Ты, помнится, рассказывал, что мы с ним находимся в каком-то даже родстве.- Да, и вправду. Однако, девочка моя, ты тоже малость подзабыла: у насродства с ним, к сожалению, нет. Я жил одно время в монастыре в Бан-¬горе. В том самом, в котором и он когда-то, за два столетия до меня был.- Но потом король Теодорих поссорился с ним.- Нет, Агнесса, не поссорился.. Позволь уж я тебя поправлю. Ко-¬роль был распутником-безбожником; а Колумбан ему об этом говорилпрямо, как то и подобает благочестивому монаху. Но сам-то король, мо-¬жет, и не обратил бы на это внимание, да вот бабка Брунгильда у негобыла очень уж злющая. Вот она-то и подстроила все. Колумбан вынужденбыл уехать в Италию. Ну, продолжай...
- Не так уж ты и беспамятен, отец, как больше, видать, притворяешься. В конце концов, Колумбан был изгнан из Безансона. Откуда он, несразу, а через некоторое время, попал в Италию. Тут уж он был принятхорошо. Король и королева Ломбардии очень ему были рады. Здесь оносновал свой четвертый монастырь. Между прочим, отец, а почему бы тебе не основать монастырь? Ты ведь тоже из Бангоры, и, кроме того,ты уж более 10 лет монашествуешь, А страдания, через которые ты прошел: потерял жену и двоих детей
- Ох, дочь. Порой меня пугают твои рассуждения, УЖ больно это не по-детски, в твои-то тринадцать лет! Когда я был еще в силе, надо признаться, у меня не было должной мудрости. Когда я теперь только сделал несколько шагов по пути истинного понимания сути земного бы¬тия, то уж нет той силы. Куда мне сейчас думать о монастырях..., Но помни всегда, что великая цель служения Богу - это великое степение, ограничение себя. Это хорошо запомни. Ты была тогда маленькой, и, может, не помнишь. Но в тот день, когда люди забросали камнями меня, твою мать и двух твоих сестер, я мог бы людям говорить то, что им нра¬вится, а не то, что я обязан был делать по Священному обету. Моя жена и две дочери в результате погибли. Потому помни, Агнесса, великая цель требует и великих жертв...
Спустя два года после этого разговора, Отец Агнессы скончался. Смерть отца застала Агнессу на пути из Баварии в Италию.В это время, т.е. в середине IX в., признание монастырской жизни высшим путем спасения уже никем не оспаривается; монастыри играют все большую роль в религиозной, церковной и общественной жизни, они разрастаются, богатеют и множатся. Например, только в одной Баварии за 50 лет этого периода было построено 32 монастыря.Это обстоятельство позволило Агнессе без особых сложностей найти приют в одном из многочисленных женских монастырей, расположен-ных на севере Италии.Ей было 17 лет, когда Агнесса постучалась в ворота женского мона¬стыря Святой Агнессы, куда ее, по случайному счастливому совпадению имени, приняли весьма охотно.Знание Библии и изречения Святых произвели чрезвычайно благо-приятное впечатление на настоятельницу монастыря мать Женевьеву.После небольшого приемного экзамена, устроенного настоятельни¬цей монастыря, Агнесса получила отдельную келью, а не одну на двоих, как это было принято. Полученное таким образом привилегированное положение предоставляло ей свободу перемещения по городу.Учеба давалась ей необыкновенно легко. Спустя два года после своего пребывания в монастыре Агнесса решила выполнить письменную ра¬боту на ступень наставницы. Темой для нее она взяла историю монаше¬ства, что Агнесса знала еще с детских лет из рассказов своего отца.
«Святой Антоний по праву считается основателем христианского монашества, - писала она в своей работе, - родился он в зажиточной семье христианина-копта в Египте. В 20 лет он раздал принадлежавшее ему имущество бедным и отправился в пещеры на берегу Нила. Здесь он провел более 20 лет в молитвах и раздумьях. Когда император Максимин начал преследование христиан, Антоний, не побоявшись, появлялся в са¬мых опасных местах в Александрии. Появление великого подвижника оказывало могучее действие на толпу, все ждали от него вразумления и чудес.Здесь же, в пустыне, Святой Антоний покинул земную обитель в возрасте 105 лет.Двум самым верным своим последователям, не покидавшим его в течение последних 15 лет его жизни, Антоний завешал скрыть место сво¬его захоронения для исключения ненужного, как он искренне считал, преклонения.Антоний не был первым, кто пошел в пустыню, желая провести лю-бомудрственную жизнь. Есть сведения, что и до него лет за 80 или 100 были люди, покинувшие этот мир сует и ставшие пустынниками. Но только Антоний возвел жизнь в пустыне, пребывая в молитвах, как яркий пример презрения к мирскому ради совершенствования духовного.»Это чудесное сочинение молодой монахини получило не только высшую похвалу матери настоятельницы монастыря, но и было одобрено Советом епископов города.
- Сестра Агнесса, - обратилась к ней как-то после утренней молитвы старшая наставница, - вас просит к себе мать-настоятельница.
С чувством смятения Агнесса переступила обитель настоятельницы, куда она пришла за два года пребывания только второй раз.
- Садитесь, сестра Агнесса, - в голосе настоятельницы Агнесса ус-лышала еле заметную тревогу, и это ее насторожило еще больше.
- Я хочу поговорить с вами о вашем будущем.Здесь настоятельница остановилась, взгляд ее серых глаз стал пронзительным, но с какой-то внутренней теплотой.
- Ваше последнее сочинение о Святом Антонии выполнено блестяще, это мнение не только мое. Но, как ни странно, это вызывает у меня тревогу. Сестра Агнесса, вы должны оценивать способности, ниспосланные вам свы¬ше. Подобных талантов я за свою долгую жизнь не встречала. Искренность моя прямо соотносится с тревогой за вашу судьбу. Поймите, сестра Агнесса, то богатство, которым вы владеете, вы не сможете, к глубокому сожалению, использовать в полной мере. Поверьте мне. Женщине заказан путь применения своих дарований. Быть настоятельницей - это ваш предел по жизни, но не по таланту вашему. Чем более Богом одарен человек, тем больше отдачи Бог требует от него. Но это, очень часто, связано с жертвами, большими жертвами во имя исполнения долга своего перед Всевышним и людьми.Я хотела бы предупредить вас, сестра Агнесса... А теперь будьте предельно внимательны и хорошо запомните то, что я сейчас вам скажу, прошу вас. Хотя, думается, насчет запоминания предупреждение для вас излишне... Придет время, и вы по собственной воле потеряете подаренное вам отцом. В результате вы, наконец, обретете счастье, но, к сожалению, оно будет кратковременным. Затем голова ваша окажется высоко, а тело останется на земле. И в тот момент, когда ваше тело соединится с головой, вы погибнете. Да благословит вас Господь ! »
Агнесса вышла от настоятельницы в полном смятении, так пока и не осознав значения последней фразы Женевьевы, хотя и предчувствовала, что в ней был заложен глубокий смысл.
Так и оказалось...При подготовке своего сочинения о Святом Антонии она воспользовалась любезностью руководства монастыря «Святого Антония», в библиотеке которого она нашла интересные и редкие подробности жизни этого Святого.Библиотекарем там служил монах-бенедектинец Фрументий. После нескольких посещений библиотеки Агнесса и молодой монах почувствовали необъяснимое и неотвратимое влечение друг к другу.Это было первый и последний раз в ее жизни. Разум перестал повиноваться ей, вопреки многодневным молениям для отвращения нахлынувшего на неё чувства. Для них обоих это было подобно стихийному бедствию, прорвавшему плотину запретов монашеских уставов, ввергнувших их в водоворот восторга, страха, смятения, ослепленной радости.При всей отрешенности от окружающего мира они все же понимали, что рано или поздно их отношения перестанут быть секретом для советов обоих монастырей, что, вне всяких сомнений, повлечет за собой самые тяжкие последствия.В одну из редких минут благочинной беседы в библиотеке они нашли-таки выход из создавшегося положения. Это была идея самой Агнессы -переодеться мужчиной-монахом и уйти вместе в другой мужской монастырь.
Весной 846 г. два молодых монаха, один из которых, как легко можно нам теперь догадаться, была переодетая Агнесса, нашли приют в мужском монастыре в городе Локарно, что на севере Ломбардии. Агнессе исполнилось в то время 20 лет.Здесь они вели себя как молодожены, вынужденные проводить медовый месяц в переполненном пансионате.Безусловно, что и в этом монастыре они должны были скрывать свои отношения от окружающих.Через неполный год они покидают Ломбардию по двоякой причине. Во-первых, они боялись стать жертвой чрезмерно бдительной монашеской братии. Во-вторых. Агнесса не переставала мечтать о совершенствовании на пути служения Богу.
После нескольких месяцев трудного перехода, в течение которого Агнесса так и не выходила из мужского образа, пара таинственных монахов оказалась в Афинах. Здесь была известная во всей Европе философская школа, в которую принимали абитуриента, независимо от его происхождения, которым, как мы знаем, Агнесса не могла похвастаться. Отец ее был монах из Британии, а мать пастушка.Проучившись год в афинской философской школе, Агнесса досрочно сдала экзамен. Тема устного выступления вызвала удивление у всех членов уважаемой комиссии: «Святая Агнесса». (Следует напомнить, что Агнесса выступала под мужским именем.) Дело в том, что выпускники школы (а это были только мужчины) никогда не выбирали такую «женскую» тему из боязни показаться неординарным. Это в то время и в том месте «не поощрялось». Что более всего поразило комиссию - выпускник знал даже несколько дат из жизни Святой, что было большой редкостью.«Святая Агнесса родилась осенью 290 г. Она принадлежала к знатной римской фамилии и обладала необычайной красотой. Руки ее добивались многие знатные молодые люди, но Агнесса с детства решила посвятить себя Богу. В 303 г. римский император Диоклетиан издал указ, направленный против христиан 13-летняя Агнесса была схвачена и привлечена к суду. После жестоких пыток она радостно встретила смерть. Уже спустя всего три десятилетия, при императоре Константине Великом в честь Агнессы была воздвигнута церковь. Она рано погибла и рано была увековечена в памяти человеческой».(Кстати, в наше время день Святой Агнессы празднуется 21 января).Так закончил свое выступление на экзамене Иоанн Ланглуа (такое было мужское имя Агнессы). Выпускник под этой фамилией получил наивысшую оценку всех членов экзаменационной комиссии. Но здесь в Афинах, кроме радости, она испытала и горе: умер ее возлюбленный Фрументий. Вот как Агнесса описывала в своем дневнике признаки болезни своего друга: «В одно мгновение и без какой-либо очевидной причины Фрументий был охвачен жаром, вскоре покраснели, а затем и воспалились его глаза. Горло и язык покрылись кровью. Спустя короткое время, Фрументий стал чихать и кашлять... Через несколько дней он скончался...» Судя по признакам, это была разновидность чумы. Похоронив своего друга, Агнесса решила отправиться в Рим.По преданию, Римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом; отсюда выводилось, что учение Христа сохранилось в «чистом виде» только в Риме.Вот почему искреннее желание послужить Богу двигало молодых людей именно сюда, в Рим.Ко времени, когда Агнесса оказалась впервые на улицах этого города, папа был не только полным хозяином Рима, но и в его руках сосредоточились громадные земли - в Галлии, Далмации, Африке, Азии. Он при-дал и внешний блеск католичеству.В IX в. папская власть настолько окрепла, что папа Пасхалий I (его время правления 817-824 гг.) уже обошелся без утверждения его императором (как это было до него). Это был первый папа, игнорировавший решение императора.До восшествия Иоанна Ланглуа на папский престол (напоминаю, это мужское имя Агнессы) на нем очень короткое время восседал Анастасий, вытеснивший Бенедикта III, начавшего правление в 855 г.Будучи талантливым и высоко образованным человеком, Анастасий быстро продвинулся в иерархии римского духовенства. Занимал долж-ность библиотекаря, приравненной к руководителю папской канцелярии. Получил титул кардинала. Но, к своему сожалению, принадлежал к сторонникам императорской политики. Спустя, примерно, полгода, он был лишен всех прав и заключен в монастырь Божьей Мате¬ри, что за Тибром. Затем последовал очень короткий период его восстановления в должности, чем он поспешил воспользоваться и принять участие в очередном заговоре. После быстрой ликвидации и этого заговора Анастасий был арестован и заключен в монастырь, где и скончался в 880 г.После пяти лет служения в Риме Иоанн Ланглуа получает титул кардинала, что дает ему теперь возможность быть избранным на наивысшую ступень в деле служения Богу.Титул кардинал происходит от «cardo» - «дверной крюк». Это высшие духовные лица католической церкви, принадлежащие ко всем трем степеням священства и занимающие иерархическое место непосредственно за папой. С Y по XI вв. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при определенных приходских церквах, но только в городах, которые были прочно связаны со своими местами («как дверь соединена крюком, на котором висит»).Вся эта шумная история предшествовала избранию папой героя нашего повествования кардинала Иоанна Ланглуа. К слову сказать, обстановка для рассмотрения Иоанна Ланглуа в качестве кандидатуры на пост папы, была более чем подходящей.Это было смутное время для папства. Бенедикт III был смещен на какое-то время Анастасием, последний был изгнан из Рима и папой ста¬новится опять Бенедикт III, который, в то же время, не устраивал своей слабостью и безволием.Весной 855 г. кардинал Иоанн Ланглуа одевает камилавку - папскую тиару под именем папы Иоанна YIII.Жизнь в резиденции папы в Риме заметно оживилась. Новый папа занял резко антиимператорскую позицию, чем привлек на свою сторонупрактически всех кардиналов и высшее духовенство. Иоанн YIII необык-новенно легко и удивительно для окружающих решал все возникающие вопросы как внутренней жизни церкви, так и ее отношений с императо¬рами других стран.Окружающих его привлекало полное равнодушие папы к женщинам, чего нельзя было, увы, сказать о некоторых деятелях высших титулов церкви в то время.Но нам-то, уважаемый читатель, причина такого равнодушия вполне понятна.Два года пребывания в Риме на высшей ступени духовной иерархии прошли быстро.«Неисповедимы пути Господни...» А пути человека, даже если он папа Иоанн YIII?Верным и умным помощником все это время пребывания Иоанна YIII в Риме был Флор, секретарь папской канцелярии. Он был предан новому папе, умен и даже, можно сказать, мудр. Кроме того, это был единственный человек из всего окружения папы, кто видел его лицо ежедневно и достаточно близко. Флор успел заметить всегда гладко выбритое ли¬цо папы. Спустя год, он выбрал подходящий момент и спросил у него, как он добивается такой чистоты бритья каждый день. И тут неожиданно он увидел смущение, как ему показалось, на лице Иоанна VIII.Через короткое время Флор стал обладателем тайны, которую лучше бы он и не знал: папа Иоанн VIII - женщина, переодетая мужчиной. Это известие, полученное из уст самого папы, повергло его поначалу в оцепенение.Но продолжалось это недолго. Внешне все выглядело между ними по-прежнему. Флор прекрасно понимал, что, расскажи он это кому-нибудь, ему не поверят и в лучшем случае просто выгонят со службы; поэтому он молчал.Но почему ему надо было воздерживаться, когда рядом с ним была постоянно каждый день единственная в Ватикане женщина!? Причем, как он был уверен, неравнодушная к нему как мужчине.Агнесса (будем в таком случае называть ее настоящим именем) и Флор стали любовниками. Это оставалось незамеченным, т.к. по долгу службы секретарь папской канцелярии обязан был быть постоянно при папе. Но случилось то, что и должно было случиться - Агнесса забеременела.Но и на это случай два умных человека нашли выход. В месяц, когда должны были быть роды, Агнесса под видом инспекционной поездки уедет куда-нибудь в провинцию и там рожает и устраивает дитя. В то время, по крайней мере, по их предположениям, это можно было бы сделать.Агнесса неожиданно вспоминает слова матери-настоятельницы жен¬ского монастыря Женевьевы: «Придет время, и вы умышленно, по собст¬венной воле, потеряете то, что вам подарил отец. В результате вы обретете счастье, но оно будет мгновенно. Затем ваша голова будет высоко, а тело останется на земле. В тот момент, когда ваше тело соединится с головой, вы погибнете». Вот только сейчас она поняла почти весь смысл этого пророчества.«Я потеряла свое имя, данное мне при рождении отцом. И я это сделала когда-то по собственной воле. В результате я достигла высшей ступени на пути служения Богу, - это то, о чем я мечтала. Да, я могу сказать, что теперь я счастлива. Это тоже уже произошло. Но что означает -«голова высоко, а тело на земле» ? И вдруг, ее будто пронзило, да так, что в глазах стало темно: она поняла смысл этих слов полностью. Голова высоко - это ее нынешнее положение, тело на земле - это ее любовь с Флором.«Что же дальше меня ждет? »Спустя несколько дней, должно было состояться торжественное ше¬ствие по улице города, в котором папа Иоанн YIII принимал участие.Как-то заметно неуклюже папа в своем полном торжественном одеянии садился на лошадь с помощью секретаря своей канцелярии Флора. Глаза папы и Флора на какой-то момент встретились; в них была тревога и... любовь. Лошадь под папой вела себя неспокойно, и молодому монаху пришлось взять ее под уздцы.Когда лошадь немного успокоилась, папа Иоанн VIII поднял левую руку, и шествие тронулось в путь. Проехав три квартала от второго поворота после центральной площади, папа вдруг резко налег на шею лошади, потом стал медленно сползать на землю. Монах, бросив уздечку неожиданно успокоившейся лошади, подхватил папу, но, не удержав падающее тело, упал вместе с ним на дорогу.И тут случилось то, что повергло в ужас всех очевидцев этого зрелища. В страшных криках папы, извивающегося на земле, люди вдруг ус-лышали плач новорожденного. Рядом с папой, потерявшего тиару, лежало маленькое человеческое существо: у папы родился ребенок! Папа был женщиной! Все это продолжалось несколько мгновений в полнейшей тишине, прерванной лишь один раз вскриком толпы людей и окружавших папу кардиналов, когда он упал с лошади. Разъяренная толпа ближайшего окружения папы закрыла от зрителей происшедшее на земле.Когда через несколько минут шествие двинулось дальше, на земле остались лежать двое - мать и ее дитя.Вокруг них постепенно образовалось плотное кольцо людей, безмолвно смотревших на два неподвижных тела.
- Смотрите, он еще дышит! - раздалось вдруг в толпе. Прошло несколько секунд, прежде чем самый смелый из зрителей приблизился к телу папы. Он оглянулся по сторонам, как бы ища поддержку, но на лицах окружавших его людей был только страх, смешанный с крайней степенью изумления. Глаза человека, лежавшего на земле, открылись, губы слегка зашевелились.
- Да он что-то говорит! После это выкрика человек, стоявший над папой, встал около него на колени, наклонился, и приложил ухо к его губам.
- ... не совладал разум мой, не смог удержать тело мое на уровне головы моей, вот и соединилась голова с телом, но на земле...Погибла, погибла...
Шепот был едва различим, но человек, слушавший последние слова Агнессы, запомнил все. Запомнил на всю жизнь и передал эти слова потомкам.Так трагически сбылась последняя часть предсказания матери-настоятельницы Женевьевы - «когда ваше тело соединится с головой, вы погибнете»...
На улице, засыпанной соломой, сухими листьями, мусором, стояла необычная для такого времени дня тишина, только тихо поскрипывали колеса, проезжавшей где-то недалеко телеги, да в небе с жалобным стоном пролетали журавли. Вдруг резкий и ещё теплый по-летнему порыв ветра подхватил полу папской мантии и накрыл тела мертвых - матери и ребенка. Толпа ахнула и, шурша многочисленными подошвами, откатилась назад в улочки, переулки, в двери своих домов - подальше, подальше, - но полностью уверившись в чудо, происшедшее только что на их глазах.
В Риме стояла осень 857 года от Рождения Христа.
понедельник, 9 февраля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Постоянные читатели
Архив блога
Обо мне

- Ren
- Профессор Рогов Евгений Нилович. Автор более 500 публикаций по истории и динамики развития науки, искусства, техники; автор книг "Атлас истории культуры россии", "Россия. Аналитическая история", "Выдающиеся деятели России YII-XX вв. Хронологическая карта". Автор уникального, не имеющего аналогов в мире метода графоаналитического анализа динамики развития всех видов творческой деятельности человека.Автор уникальной, не имеющей аналогов в мире методики определения кульминационных точек всех динамически развивающихся объектов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий